Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

  • Это мероприятие прошло.

Открытие выставки литовских фотохудожников

06.10.2016 с 17:00 до 18:00

свободный
«Литовская школа фотографии» хорошо знакома не только профессиональным фотографам в России. Практически любой автор, снимавший в семидесятые или восьмидесятые, упоминает об огромном влиянии выставки «Девять литовских фотографов» (Москва, 1969) на собственный фотовзгляд. В советское время Литву называли «фотографической республикой»: сочетание сильной, еще довоенной традиции фотографирования, активной команды молодых авторов 1960-70х (Антанаса Суткуса, Ромуальдаса Ракаускаса, Витаса Луцкуса, Александраса Мацияускаса, Альгимантаса Кунчюса и других) и чуть более мягкой художественной политики центра привело к появлению мощной фотографической школы с собственным образным языком. Но что мы знаем о современной литовской фотографии? И чем именно этот опыт может быть интересен нынешним российским авторам и любителям фотоискусства? Открытость миру и упор на интерес к самобытной местной жизни, гуманистический интерес к человеку и его повседневности, без ярких жестов, громких слов и бравурных репортажей о достижениях государства — черты «классической» литовской фотографии. Жизнь небольших городов и столицы, сельские будни и праздники, лица детей и взрослых, их простые жесты и быт, трудовая жизнь крестьян, бережность к каждой травинке — любовь авторов к собственной земле чем-то напоминает японский взгляд на вещи. Новые проекты вписаны в современные тенденции глобализированного мира, но и здесь фотографы Литвы сохраняют что-то, что не растворяется до конца в общем котле идей и концептов. Конфликт поколений существует, но без надрыва, с диалогом людей разных возрастов и традиций.   В рамках программы литовской фотографии будут показаны экспозиции классической и современной литовской фотографии, «Босоногое детство» Антанаса Суткуса, персональная — Рамунаса Данисявичюса и коллективная выставка современных литовских авторов (предоставлена Литовским Фотосоюзом). Антанас Суткус Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ. Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в деревне Клуонишкяй Каунасского района Литвы. В 1958–1964 годах изучал журналистику в Вильнюсском государственном университете. Тогда же он стал снимать, хотя впервые взял в руки камеру еще в детстве. В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат». В конце 1960-х годов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет. В советское время Антанас Суткус считался одним из самых неформальных фотохудожников. Его герои — обыкновенные люди со своей повседневной жизнью. Словно в противовес навязываемому сверху коллективизму его интересовали индивидуальность и личность. Рамунас Данисявичюс ramunas-daniseviciusВ творческой биографии Рамунаса Данисявичюса уже несколько десятилетий одинаково важны несколько областей деятельности: работа пресс-фотографом и творческая фотография. Автор родился в 1973 г. в Биржай, обучался специальности фотографии в Вильнюсской высшей технологической школе и с 1993 г. начал до сих пор удачно продолжающуюся карьеру пресс-фотографа. С 2001 г. Р. Данисявичюс многократно был награждён призами золотых кадров ежегодного конкурса Литовская пресс-фотография, в 2007 г. стал лауреатом конкурса Russian Press Photo. С другой стати, не короче и список достижений фотографа в области творческой фотографии, в котором не одна персональная выставка и участие в групповых выставках в Литве и других странах. Часть выставок, в которых участвовал Р. Данисявичюс, явно ближе контексту художественной фотографии, а не пресс-фотографии, к примеру, XII фестиваль искусства и литературы Северных стран Les Boreales в Каннах (2004), во Франции, выставка „Art LT“ в Амстердаме (2004), в Голландии, выставка Искусство Литвы’08. Фотография в Современном центре искусства (2008) и международный фестиваль искусства In Focus в Вильнюсе (2010). А также Р. Данисявичюс активно принимает участие в международном движении так называемой фотографии pinhole. Удачная творческая карьера одного из самых известных пресс-фотографов Литвы побуждает к вопросу: когда кадр, зафиксированный репортажным методом, является просто хорошей пресс-фотографией, а когда становится произведением и относится ли к области искусства? Общий ответ дать не сложно: тогда, когда важнее запечатлённых событий становится сама фотография и почерк ее автора, и индивидуальное видение, передающее взгляд фотографа на окружающий мир. Творчество Р. Данисявичюса полностью соответствует эти общие принципы творческой биографии. Его работам свойственный «героизм видения», который, по словам американской писательницы Сьюзен Зонтаг, появился вместе с изобретением фотографии и был обоснован убеждением, что для фотографирования «подходящим мгновением является то, когда вещи (особенно те, которые видит каждый) можно увидеть всё в новом ракурсе». Поэтому не удивительно, что работы фотографа Р. Данисявичюса куратора Эгле Делтувайте приводят к удивлению: «Сколько из нас узнают такую жизнь? Такой Вильнюс, такую Литву, такой мир? Такой, о котором рассказывают фотографии Рамунаса Данисявичюса». «[…] Фотография Рамунаса Данисявичюса – это повседневность как событие…», — утверждает она. И всё же, творчество Р. Данисявичюса имеет и особые черты. Повседневное окружение и привычные события фотограф показывает как интересные, воспользовавшись ярким авторским почерком. Разумеется, нагляднее всего этот почерк характеризует эстетика фотографий, которая и многим фотографам, и зрителям на сегодняшний день остаётся важнейшим критерием художественности фотографии. Р. Данисявичюс замечает и фиксирует в фотографиях лишь мгновенные ситуации, которые привлекают внимание формальными совпадениями и помогают творить выразительную эстетику фотографий: униформы полицейских, переходящих улицу, повторяют полоса пешеходного перехода (Переход, 2006), а большой избирательный зал с одинокой фигурой человека на фотографии напоминает пёструю шахматную доску (Мат, 2004). Иногда автор вообще отдаляется от  привычного для него метода репортажного фотографирования и увековечивает многоквартирный дом через фильтр инфракрасных лучей, отдаляя его от повседневности и превращая впечатляющим представлением (Коробка, 2009). Визуально привлекательная игра линий, форм и света в не цветных фотографиях всё заново побуждает внимание и воображение зрителя приятным ощущением внезапности. Ещё одна исключительная черта Р. Данисявичюса раскрывается,  вглядевшись не только в выразительную эстетику фотографий, но и в поиске в ней осмысленного содержания. Именно ясность мысли и лаконичность, воплощенные в запоминающейся изобразительной форме, лучше всего характеризуют почерк этого автора. Кроме того, смысл его работ чаще всего раскрывают и их названия, которые в отличие от пресс-фотографии, не дают документальную информацию, а придают фотографиям обобщённый смысл. Например, в фотографии У Бога (2006), расходящиеся фигуры священника, нарядившегося в белом, и тёмная фигура согнувшейся бабушки становятся легко «читаемой» метафорой не соответствия идеала, стремления и земного существования. Как раз сочетание внушительного языка изображений и на нём передаваемого критического взгляда на фиксируемые события или некоторые аспекты нашей жизни поднимает работы Р. Данисявичюса на уровень творческой фотографии. Выбор не цветной фотографии, контрасты светлых и тёмных тонов, придающие ей драматизм, склонность к изобразительным метафорам и обобщённому смыслу напоминают уже ставшей классикой школу Литовской фотографии седьмого и восьмого десятилетий. С другой стороны, сравнение творчества Р. Данисявичюса с работами старших коллег, показывает и отличие его фотографий. Творчество Р. Данисявичюса более рациональное, в нём меньше лирики и больше сознательно создаваемой игры изображений и мысли, не так много обобщённых вопросов существования, как конкретных линий рассказа. Хотя Р. Данисявичюс создал серии фотографий о людях, проживающих на свалках (Другой мир, 2001) и тюрьму (Тюрьма, 2003-2004), упомянутые черты его творчества отчётливее всего открываются в отдельных фотографиях. В этом отношении фотограф следует  принципу «решающего момента», надолго укреплённому известным французским фотографом Анри Картье-Брессоном в репортажной фотографии. В начале своей карьеры А. К. Брессон, как он сам говорит, пытался «в рамках одной фотографии поймать суть всей перед моими глазами развивающейся ситуации». Таких «решающих моментов» Р. Данисявячюс зафиксировал не один и пополнил Литовскую репортажную фотографию работами, соответствующими проверенным временем ценностям этого жанра фотографии. Критическим взглядом и лаконичным и внушительным изобразительным «языком» фотографий он также укрепился в контексте творческой Литовской фотографии. Как раз это пересечение границ, как,  казалось бы, разных областей фотографии, и определяет исключительность Р. Данисявичюса – работая, как репортёр, он в то же время остаётся творцом.

Подробности

Дата:
06.10.2016
Время:
17:00 до 18:00
Стоимость:
свободный
Событие рубрики:
,
Теги Событие:

Место проведения

Русский музей фотографии
ул. Пискунова, 9а
Нижний Новгород, Российская Федерация
+ Карта Google
Телефон:
(831) 437-37-43
Веб-сайт:
www.fotomuseum.nnov.ru