Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

АРВО ПЯРТ. СТРАСТИ ПО ИОАННУ | ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «ДРУГАЯ МУЗЫКА. ПЯРТ»

5 октября с 18:30 до 20:00

500 р. – 1000 р.

Арво Пярт PASSIO Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem (Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну) (1982) — одно их самых значимых хоровых сочинений ХХ века прозвучит на открытии фестиваля «Другая музыка. Пярт». Выбор этого произведения объясняется желанием сразу погрузить слушателя в суть творчества Арво Пярта, который «опирается на Слово в том смысле, как его понимает христианское учение, исходя из первой строки Евангелия от Иоанна «В начале было Слово». «Для меня музыку пишут слова», — говорит Пярт.

Желание найти «свой звуковой остров», «место в сокровенных глубинах своего Я», в котором бы состоялся диалог с Богом, привело Пярта к созданию своего музыкального языка tintinnabuli (колокольчики). В основе этого языка лежит простая музыкальная линия, к которой композитор пришел, окунувшись в мир григорианских песнопений.

По сути, говорит Пярт, концепцию tintinnabuli можно сравнить с тем, что обычно происходит в начале обучения игре на фортепиано: левая рука всё время повторяет один и тот же аккорд, а правая развивает мелодию. «Можно, наверное, даже сказать, что этот мелодический голос является выражением моих грехов и моей несовершенной природы, тогда как второй голос — это дарованное мне прощение».

«Страсти по Иоанну» Пярта совсем не похожи на известные Страсти Баха. Они камерны как по звучанию, так и по содержанию. Лишены баховской театральности. В основе — почти строгое следование Евангелию. Исполнительский состав — квартет в сопровождении двух струнных (скрипка и виолончель), двух духовых (гобой и фагот) инструментов и органа, хор. Голоса и инструменты почти не употребляются в полном составе, господствует прозрачное «малоголосие», вплоть до одиночных линий. Особое место выделено только двум солистам: Иисус (бас) и Пилат (тенор).

Партия Иисуса Христа выдержана в совершенно определенном темпе, вполовину медленнее темпа общего контекста, и в сравнении с темпами других фигур — Пилата, евангелистов, толпы — темп Иисуса олицетворяет вечность. Его медленность символична для автора.

Четыре инструмента вместе с органом, сопровождающим Пилата, толпу и Иисуса, позволили Пярту создать широкую звуковую палитру. С помощью этих четырех инструментов он смог выстроить в партии Евангелиста восьмиголосную структуру, где друг за другом постоянно следуют изменения тембра, являющиеся результатом всевозможных комбинаций разных партий (голосов и инструментов), пока не возникает нечто вроде акустического ромба или компактного уровня звука, который потом медленно, фрагмент за фрагментом, распадается.

Структура Страстей возникла у Пярта в течение двух дней, еще до момента переезда из Эстонии во время Пасхального поста. Впоследствии на Западе этот замысел осуществился по инициативе Альфреда Шлее, который добился заказа для Арво от Баварского радио.

Во время работы над партитурой на стене квартиры в Берлине был вывешен кусок черной ткани — примерно пять или шесть метров длиной, и Пярт один за другим прикалывал к ней разноцветные листки с отрывками из Евангелия. У каждого действующего лица Страстей был свой цвет, так что Арво мог охватить всё одним взглядом. Вся структура произведения была как картина. Если посмотреть на это длинное полотно под определенным углом зрения, говорил Пярт, оно выглядело как аккорд.

 

Исполнители:

Ансамбль «Эйдос» (Москва)

Художественный руководитель — Андрей Капланов

Камерный хор «Нижний Новгород»

Художественный руководитель — заслуженный артист России Борис Мокеев

Дирижер — Иван Стольников

 

Солисты:

Иисус — Андрей Капланов (бас-баритон)

Пилат — Вячеслав Воробьев (тенор)

Евангелисты:

Марина Суслова (сопрано)

Екатерина Калинина (альт)

Ренат Фартдинов (тенор)

Андрей Павленко (бас)

 

Анастасия Богданова (скрипка)

Любовь Меркулова (виолончель)

Артем Васенин (гобой)

Николай Кустов (фагот)

Ольга Бестужева (орган)

 

 

 

 

 

Информация об исполнителях

Ансамбль «Эйдос» основан в 2010 году. Художественным руководителем и главным дирижером ансамбля «Эйдос» является выпускник аспирантуры Московской Государственной Консерватории имени Чайковского Андрей Капланов. Это коллектив солистов, выпускников Московской Консерватории имени Чайковского, Российской Академии Музыки имени Гнесиных и Академии Хорового Искусства имени В. Попова. В переводе с греческого языка εἶδος обозначает вид, способ действия, наружность, красота, качество, идея. Любое искусство тяготеет к красоте, к изысканным, красивым формам. Этими соображениями и обусловлено название коллектива. Репертуар ансамбля «Эйдос» охватывает различные музыкальные стили от русской духовной музыки и западной музыки Средневековья до джаза и современной классической музыки. Творческой задачей коллектива является поиск красоты музыкального искусства, а также поиск различных новых стилистических приемов.

Обретение добра, созидания и жизненной гармонии — те принципиально важные задачи, которые определяют сферу творческой работы ансамбля «Эйдос». Программы ансамбля включают в себя сочинения как отечественных композиторов (Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Свиридова, Губайдуллиной, Агафонникова, Подгайца), так и зарубежных (Преториуса, Брамса, Мендельсона, Мессиана, Дюруфле, Ксенакиса, Берио, Ноно). Ансамбль тесно сотрудничает со Студией Новой Музыки (руководитель — В. Тарнопольский), с современными российскими и зарубежными композиторами. Коллектив активно гастролирует как в России (Благовещенск, Ярославль, Южно-Сахалинск, Новоуральск, Заречный), так и за рубежом (Китай — Харбин, Хэйхэ).

Участник фестивалей: «Франкофония»-2010 (Москва); «Россия — Италия: Искусство перспективы», 2011 (Москва); «Суждено России возродиться», 2011, 2014 (Южно-Сахалинск); Soli Deo Gloria, 2014 (Москва), «Амурская осень» (Благовещенск), «Преображение» (Ярославль); «Зеркало в зеркале», 2015, 2016 (Москва), «Красный смех» 2017 (Москва).

Ансамбль «Эйдос» выступал с такими известными музыкантами и коллективами, как Государственный Академический Симфонический Оркестр России имени Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), оркестр «Новая Россия» (худ. рук. Юрий Башмет), оркестр «Времена года» (худ. рук. Владислав Булахов), ансамбль «Студия Новой музыки» (худ. рук. Владимир Тарнопольский), струнный квартет БСО, Евгений Бушков (дирижер), Андрес Мустонен (дирижер), Мариус Стравинский (дирижер) и др.

В апреле 2010 года у ансамбля вышел дебютный CD.

 

Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» — ведущий хоровой коллектив города, яркая визитная карточка в сфере культуры и искусства. Его история начинается в 1973 году, коллектив был создан из энтузиастов хорового пения г. Горького под руководством народного артиста России, профессора, композитора Л. К. Сивухина, который руководил им до последних дней своей жизни. За это время хор стал профессиональным коллективом, а в 90-е годы ему был присвоен статус муниципального. Хор многократно гастролировал по России и Европе, регулярно становился лауреатом престижных конкурсов. В настоящее время коллектив имеет множество направлений деятельности. Это уникальная творческая лаборатория, в которой рождаются премьеры сочинений композиторов-современников.
Студенты хорового колледжа им. Л. К. Сивухина и Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки имеют возможность подготовки государственной программы по дирижированию с единственным профессиональным хором города, которым является камерный хор «Нижний Новгород».
Хор является постоянным участником крупных городских, всероссийских и международных мероприятий, среди которых можно назвать ежегодный Рождественский и Пасхальный хоровой собор, фестивали «Картинки с выставки», «Молодые голоса», Всероссийский хоровой фестиваль им. Л. К. Сивухина, «Гармония и мир», фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова, концерты Нижегородской филармонии, консерватории, оперного театра и многие другие значимые события города, области и страны.

Ежегодно хор гастролирует по городам России и ближнего зарубежья.
В настоящий момент хор возглавляют художественный руководитель, заслуженный артист России Борис Мокеев и главный дирижер, лауреат всероссийских и международных конкурсов Иван Стольников. Главный хормейстер — Анна Тинибекова. Под их высокопрофессиональным руководством коллектив ведет активную концертную деятельность (около 50 концертов в сезон) и держит высокую исполнительскую планку, которая сочетает в себе непрерывный поиск новой музыки и средств ее воплощения вместе с фундаментальными традициями русского хорового пения.

 

Иван Стольников — главный дирижер муниципального камерного хора «Нижний Новгород», доцент кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки и Санкт-Петербургского государственного института культуры, преподаватель Нижегородского хорового колледжа им. Л. К. Сивухина, председатель Нижегородского отделения Всероссийского хорового общества, режиссер и главный дирижер Рождественского, Пасхального и детского хорового собора в Нижнем Новгороде, лауреат всероссийских и международных конкурсов.

Родился 17 марта 1986 года. В 2010 году окончил специалитет Нижегородской консерватории в классе заслуженного деятеля искусств России В. А. Куржавского, в 2015 г. ассистентуру-стажировку в классе народного артиста России Э. Б. Фертельмейстера, в 2017 г. оперно-симфоническую переподготовку в классе профессора Н. И. Покровского. С 2012 года является главным дирижером муниципального камерного хора «Нижний Новгород».

Под его руководством коллектив выведен на высокий профессиональный уровень и имеет насыщенный концертный график, активно гастролирует по России и странам ближнего зарубежья. Были подготовлены и исполнены произведения кантатно-ораториального жанра эпохи венских классиков, русской духовной музыки, а также авторские концерты современных композиторов, таких как Сергей Екимов, Яков Дубравин, Эдуард Фертельмейстер, Сергей Плешак.

Иван Стольников — обладатель звания «Лучший дирижер» международного конкурса фестиваля им. Ю. Фалика «Поющий мир», г. Санкт-Петербург, 2017 год. Активно сотрудничает с современными композиторами и исполнителями, среди которых Александр Соловьев, Людмила Лицова, Рубин Абдуллин, Алексей Васильев, Дмитрий Батин, Сергей Смирнов, Владимир Красноскулов, Олеся Петрова, Виталий Полонский, Юрий Нугманов, м. Иулиания Денисова и многие другие.

 

Анастасия Богданова (скрипка) — окончила с отличием Нижегородскую государственную консерваторию в 2010 г. (класс профессора С. Н. Пропищан). Является первой скрипкой квартета Cantando и артисткой камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Лауреат Всероссийского и международных конкурсов, постоянный участник различных фестивалей, ведет активную концертную деятельность как в составе квартета, так и в камерных ансамблях с различными музыкантами. Как солистка выступала с оркестрами Нижегородской, Волгоградской, Чувашской филармонии, оркестром «Солисты Нижнего Новгорода». Участвовала в мастер-классах М. Готсдинера, Д. Гришина, К. Майера, М. Гантварга, В. Иванова, Дебюсси-квартета и др.

Любовь Меркулова (виолончель) — студентка Нижегородской консерватории, артистка камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Лауреат Всероссийских конкурсов, участница ансамбля Tempore Versus.

Артем Васенин (гобой) родился в городе Выксе. В 2018 году окончил ННГК им. М. И. Глинки. В настоящее время — аспирант Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс профессора Е. Я. Полунина). С 2015 года — артист Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии. Кроме того, Артем выступает на различных концертных площадках в качестве солиста и является лауреатом международного и всероссийского конкурсов.

Кустов Николай (фагот) родился в Нижнем Новгороде. В 2001 г. поступил в Нижегородскую хоровую капеллу. В 2009 году перевелся в Нижегородский музыкальный колледж им. Балакирева в класс фагота Гернего Лариона Ивановича. Окончил с отличием в 2012 г. В 2013 г. поступил в Нижегородскую государственную консерваторию в класс фагота старшего преподавателя Лаврова Виктора Николаевича. В настоящее время студент 4-го курса. В 2014–2016 гг. — солист военного оркестра штаба ПривРК ВВ МВД РФ (г. Нижний Новгород). С 2016 г. по настоящее время — артист оркестра Нижегородского театра оперы и балета. С 2017 г. по настоящее время — артист Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии.

Ольга Бестужева (орган) — органистка, пианистка и клавесинистка. Закончила с отличием Нижегородскую государственную консерваторию (академию) им. М. И. Глинки в 2010 г.: класс органа профессора З. А. Скульской, класс фортепиано профессора Б. А. Альтерман.

В настоящее время работает в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки в качестве преподавателя в классах органа и клавесина и ведущего концертмейстера кафедры оперно-симфонического дирижирования.

Бестужева Ольга — творческий человек, исполнитель с яркой индивидуальностью. Ведет активную концертную деятельность, как сольную, так и ансамблевую: с вокалистами, хором, инструменталистами. Имеет лауреатские дипломы по специальности фортепиано, дипломант Международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (2011, Москва). Участвовала в мастер-классах западно-европейских профессоров-органистов и известных органистов московской школы: А. Шмитов, Г. Рост, У. Смидт, Й. Аменд, М. Зандер. В 2014 году принимала участие в летних органных курсах в г. Бозау (Германия) у профессоров C. Черепанова, А. Гаста, Л. Ломанна.

Подробности

Дата:
5 октября
Время:
18:30 до 20:00
Стоимость:
500 р. – 1000 р.
Событие рубрики:
,

Место проведения

Большой зал Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки
ул. Пискунова, 40
Нижний Новгород, Российская Федерация
+ Карта Google