Значение Арсенала для Нижнего Новгорода! Или для России? Или для мировой культуры?
Теперь любое из этих словосочетаний может стать темой для диссертации.
Невозможно отрицать, что деятельность Арсенала кардинальным образом изменила весь культурный ландшафт Нижнего Новгорода и прилегающих областей. Причём по мере развития культурного туризма этих областей прилегает все больше и больше. Арсенал возвышается над этим ландшафтом некоей «Медной горой», которая с одной стороны является сокровищницей, а с другой, как магнит, притягивает к себе все «здоровые культурные силы» региона.
Ещё 7-8 лет тому назад такое было сложно представить. Потому что даже фраза: «нижегородские культурные институции можно сосчитать на пальцах одной руки» выглядела гротеском. Пальцев было несколько меньше. Что мы тогда имели – Нижегородскую филармонию для любителей классической академической музыки, кинотеатр «Орлёнок» для любителей кино-артхауса, Русский музей фотографии, вот, пожалуй, и всё. Конечно, нижегородский ГЦСИ тоже много пытался сделать в тогдашних своих стеснённых условиях. Но всё равно этого было катастрофически мало.
Сейчас ситуация изменилась. Культурой стало модно заниматься. Повсюду появляются небольшие культурные площадки со своей спецификой, своими предпочтениями и возможностями.
Но мода эта начала формироваться уже после того, как открылся АРСЕНАЛ.
Именно в него сразу стало модно ходить. И мне кажется, я понял, почему.
Конечно, само расположение здания (в Кремле!), его могучие старые стены, да и интригующее внутренне противоречие – современное искусство под крышей исторического памятника – уже являются привлекательными, но одного этого явно недостаточно.
Дело в том, что в Арсенале удобно потреблять культуру. В нём созданы комфортные условия для посетителя вне зависимости от целей его прихода: смотрит ли он выставку или кино, слушает джаз или современную музыку, лекцию или поэзию. Его ничто не отвлекает от происходящего, ему интересно и удобно. Причём удобно, даже если не интересно.
Это то, чего не могли долгое время сделать ни Музей фотографии, ни «Орлёнок» с его тогда ещё старой проекционной техникой, не говоря уж о «сарае» Рекорде или Доме архитектора.
И это не только благодаря хорошему техническому оснащению. Главное – в людях, в профессионализме сотрудников Волго-Вятского филиала ГЦСИ. Они замечательно умеет не только создать, сконструировать культурный продукт, но и подать его зрителю. И это качественный скачок для всей культурной политики Нижегородского региона, кардинально новый подход.
Отсюда вытекает, на мой взгляд, новая миссия Арсенала, как школы культурного менеджмента.
Причём для этого ничего специально делать не нужно: Арсенал уже своим существованием, ежедневной деятельностью, практикой организации и реализации событий даёт возможность стать учащимся такой «школы». Постепенно в постоянных посетителях Арсенала рождается желание самому что-то сделать в области культуры и искусства, они перестают быть просто зрителями, у них возникают собственные идеи, собственные проекты. Так и возникает мода на культуру, о которой уже говорилось выше.
Собственно если так пойдёт и дальше, Нижний Новгород превратится в город, сплошь населённый культурными, инициативными, креативными субъектами.
На мой взгляд, перспектива неплохая.
Директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры
Павел Милославский