Анджей Вайда – один из наиболее выдающихся и узнаваемых во всем мире польских режиссеров XX века.
По окончании учебы в 1954 году он выступил со своим дебютом – картиной «Поколение». Впоследствии Роман Полански, который еще никому не известным юнцом снялся в этой ленте в небольшой роли, скажет, что именно с этого фильма «началась история польского кино». Уже через два года к Вайде пришла широкая известность – после выхода в свет фильма «Канал», который удостоился кипы международных наград. За эту работу Вайда получил свою первую награду в Каннах – Особый приз жюри. Анджей действительно словно бы открыл миру кинематографичную Польшу.
Далеко не все его фильмы были показаны в России. Многие из них так и не попали на экраны кинотеатров. Основоположник и признанный лидер «польской киношколы» Анджей Вайда никогда не боялся браться за самые острые и неоднозначные темы, причем решал их в самых разных жанрах. Режиссера всегда отличала бескомпромиссная гражданская позиция.
Фильмография режиссёра насчитывает 60 фильмов. Многие из них удостоены наград международных кинофестивалей, а в 2000 году Вайда получил почётный «Оскар».
Программа:
25 февраля 15:00. Человек из мрамора
На открытии ретроспективы будет присутствовать директор Польского центра в Москве Дариуш Клеховский.
04 марта 15:00. Без наркоза
11 марта 15:00. Дантон
18 марта 15:00. Корчак
25 марта 15:00. Валенса
Биография:
6 марта 1926, Сувалки, Белостокское воеводство, Польша — 9 октября 2016, Варшава, Мазовецкое воеводство, Польша.
Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям в Харькове). Мать Анеля была школьной учительницей.
К началу оккупации Польши Германией Анджей успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.
После войны изучал живопись в Академии изобразительных искусств в Кракове.
В 1950-1954 годы учился в Высшей киношколе в Лодзи.
Был ассистентом режиссера, вторым режиссером на фильме «Пятеро с улицы Барской», который поставил режиссёр А. Форд.
С 1954 года — режиссер-постановщик фильмов. Дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино».
Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Каннах в 1957.
Лучшая лента этого периода — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого Аковца, убивающего польского коммуниста.
В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Кольцо с орлом в короне», «Страстная неделя», «Катынь».
Снимал лирические картины и сатирические комедии «Барышни из Вилько», «Березняк», «Невинные чародеи», «Охота на мух».
Немалое место в творчестве режиссёра занимали экранизации литературной классики, как польской, так и мировой — «Свадьба», «Сибирская леди Макбет», «Бесы», «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Пан Тадеуш».
Заметный общественный резонанс вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без анестезии», «Человек из железа», «Дантон».
В 1990-е годы снова обращается к теме войны, оккупации. Канонада сопровождает весь фильм «Страстная неделя» (1995). Пожалуй, еще никогда Вайда не клеймил ненавистные ему черты антисемитизма в своих соотечественниках с такой точностью и знанием человеческой психологии. Фильм получил Серебряного медведя на МКФ в Берлине в 1996 году.
Художник заявлял о своей жизненной позиции не только сквозь призму трагических событий минувших военных лет, он брал в объектив кинокамеры и живую плоть современной польской действительности.
Фильм «Ничтожество» (1996) — о Польше XXI века. Его героини — три 15-летние школьницы. В фильме показана постсоциалистическая Польша 1990-х с ее резким расслоением общества.
На «Берлинале-97» для исполнительницы главной роли Марыси — юной Анны Вельгурской был учрежден дополнительный приз за лучший актерский дебют.
Картину «Пан Тадеуш» (1999) — экранизацию одноименной поэмы Адама Мицкевича — Вайда считал своим главным произведением. В ней воплотилась не только давняя мечта постановщика, к которой он шел всю жизнь, но и чаяния и потребность польского народа. Свидетельством тому — массовый прокатный успех фильм. За несколько месяцев демонстрации в Польше фильм посмотрели 12,5 миллиона зрителей — 60 процентов всего населения страны!
Благородная красота здесь во всем. Кованые рифмы Мицкевича чеканят суровый и торжественный ритм действия. Лучшие польские актеры — Богуслав Линда, Даниель Ольбрыхский, Марек Кондрат, Анджей Северин и молодой Михал Жебровский — составляют в фильме идеальный ансамбль.
Анджей Вайда являлся автором или соавтором сценариев к большинству своих фильмов
Анджей Вайда — признанный классик мирового кино. Почти за полвека работы в кинематографе он снял свыше 40 художественных и телевизионных фильмов. Каждая лента рождалась как принципиальное авторское высказывание.
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».
В 1972-83 годы художественный руководитель кинообъединения «Х». В 1978-82 годы председатель Союза кинематографистов ПНР.
В 1989-91 сенатор польского Сейма.
Творчество режиссёра было отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора.
Член Британской киноакадемии (с 1982 года), Европейской киноакадемии (с 1988 года), Академии изящных искусств Франции (с 1997 года).
С 1972 года был женат на Кристине Захватович, театральном художнике и актрисе.
Лауреат Государственной премии ПНР (1974),
премий Министерства культуры Польши (1971, 1998),
театральной премии имени Луиджи Пиранделло (1987),
«Феликса» (1990),
«Золотого Льва» в Венеции (1998)
и почетного «Оскара» за творчество на церемонии 2000 года.