Вы сейчас просматриваете Второй международный фестиваль современной академической музыки Opus 52

Второй международный фестиваль современной академической музыки Opus 52

25 мая 2013 г.

Фестиваль Opus 52 единственный в России ночной фестиваль современной академической музыки на открытом воздухе.

Формат фестиваля выбран организаторами неслучайно. Современная академическая музыка – это огромный, бурно развивающийся пласт мировой культуры, который совершенно незаслуженно ютится в камерных залах. И если массовый зритель не идёт к ней, тогда музыка сама должна придти к зрителю!

Первый фестиваль Opus 52 прошёл на Театральной площади Нижнего Новгорода 24 июня 2011 года и собрал сотни слушателей. Звучавшая со сцены в исполнении ансамблей из Германии, Польши, России музыка, о существовании которой большинство присутствующих даже не подозревало, вызвала живую и удивительно благожелательную реакцию аудитории. Помимо зрителей искушённых, пришедших на концерт специально, перед сценой останавливались и надолго превращались в заинтересованных слушателей обычные прохожие, прогуливавшиеся по Большой Покровке. Успех фестиваля намного превзошел ожидания организаторов. Неожиданным для нас также стало множество положительных отзывов, пришедших из разных стран Европы и мира, что укрепило нашу уверенность в правильности выбранного формата.

И мы снова ждём на нашей сцене совершенно разные ансамбли из Германии, Польши, Чехии, Швеции и России. Прозвучит музыка, сочиненная в конце XX – начале XXI века в разных странах, разная по стилю и конструкции.

Фотографии

Видео

Программа фестиваля

NoName – ensemble

NoName – ensemble – единственный в Нижнем Новгороде, целенаправленно занимающийся исполнением и пропагандой современной академической музыки. В нем участвуют студенты и выпускники нижегородской консерватории. Ансамбль существует с начала 2011 года. Он принял участие в нескольких фестивалях, в том числе во всероссийском фестивале современной музыки «Экспозиция XXI», международном фестивале «Opus 52», XIII международном фестивале современной музыки «Московский форум». Также ансамбль подготовил концертные программы «Concerto Italiano», «Предпочитаю нет», «Диалоги», «ЕМ», озвучил инструментальную часть проекта оперы «Марево».

Солисты Нижнего Новгорода

«Солисты Нижнего Новгорода» – профессиональный камерный оркестр, обладающий мощным арсеналом выразительных средств, обширным репертуаром, большим творческим потенциалом и заметной индивидуальностью.

За свой многолетний путь оркестр не раз преображался, открывая новые грани творческого взаимодействия, но всегда был в авангарде концертной жизни Н. Новгорода. Вехи его истории отмечены именами выдающихся музыкальных личностей, оказавших значительное влияние на его современный облик. Основанный в 1990 г. на базе существовавшего с 1981 г. камерного оркестра Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, коллектив в течение многих лет существовал благодаря поддержке передовой интеллигенции города и энтузиазму самих его участников.

Отсчет новейшей истории оркестра связан с фактической реорганизацией и сменой художественного руководства. В 2003 г. коллектив возглавил солист оркестра Владимир Плаксин. Концертмейстером был приглашен Дмитрий Стоянов. Критики отметили «качественно новое» звучание оркестра. Важное место в творчестве «солистов» на протяжении последних нескольких лет занимает идея исторически адекватной интерпретации музыки барокко и классицизма воплощенная в серии проектов «Историческая исполнительская практика» под руководством маэстро Кристофа Майера. Оркестр постоянно совершенствуется в классических стилях и в тоже время играет много современной музыки, часто премьеры современников. С оркестром охотно сотрудничают ведущие европейские солисты.

Другой оркестр (Екатеринбург)

Программа:

Анастасия Беспалова – «Северный ветер»;

Ольга Шайдуллина – «Формула Синей Ржавчины»;

Хеннинг Фукс – «East Pier»;

Ольга Викторова – «Почти достоверное событие»;

Олег Пайбердин – «ПОСТ-СКРИП-ТУМ»;

Александр Жемчужников – «На сон грядущий»;

Ольга Шайдуллина – «Anti-Chikcen Mixer»;

Алексей Логвинов (Комба БАКХ) – «Срочно Драпать!».

Екатеринбургский «Другой Оркестр» при Центре культуры «Урал», созданный в 2010 году, является самым экспериментальным оркестром России. В репертуаре оркестра современная музыка в самом широком понимании слова «современный»: trip-hop, drumandbass, techno,funk, произведения современных композиторов России, Украины, Германии, созданных специально для «Другого Оркестра». Совместные концерты с диджеями: DJWide, DJХолкин, NikitaZabelin, MaxOdoevski, выступления с легендой русского рэпа группой «Ek-Playaz» и культовой инди-рок-группой «Курара», а так же концертные программы из произведений современных композиторов, наглядно подчеркивают всю уникальность «Другого Оркестра».

Идейный и художественный руководитель оркестра: Александр Жемчужников.

Цезарий Духновский и Анджей Бауэр (Польша)

Программа:

Витольд Лютославский / Цезарий Духновский – Grave;

Цезарий Духновский – Broda (2006);

Цезарий Духновский и Анджей Бауэр – Duotone (2004);

Павел Микитин – Kartka z Albumu (2002); 

Оливье Мессиан / Цезарий Духновский – Louange à l’Immortalité de Jésus, 8 часть «Quatuor pour la fin du temps».

Композитора Цезария Духновского и виолончелиста Анджея Бауэра связывает многолетняя дружба, любовь к импровизации и экспериментам. В их дуэте Бауэр отвечает за акустическую часть, а Духновский – за композицию и звучание, обогащенное эффектами компьютерных программ.

Композитор, пианист и преподаватель Цезарий Духновский – один из основателей студии компьютерной музыки в Музыкальной академии Вроцлава. Его звуковые эксперименты лежат в области электроакустической музыки. С помощью новейших технологий он стремится внушить слушателю чувство близости к монадам – простейшим и всеобъемлющим субстанциям, какими их описал Готфрид Лейбниц.

Авторству Цезария принадлежат сочинения разных масштабов и жанров: симфонические, камерные, академические, экспериментальные, джазовые. Подход Цезария к музыке и звуку оказался востребован в перформативных искусствах: на сегодняшний день он выступил композитором в нескольких польских спектаклях и фильмах.

Виолончелист Анджей Баэур – универсальный музыкант и исполнитель. Репертуар сочинений, которые он играет, впечатляет своим охватом: в него входят произведения большинства эпох европейской музыки – от барокко до наших дней.

Сольные концерты Бауэра проходили в Голландии, Германии, Австрии, Франции, Японии, США и других странах.  Один из самых известных проектов Анджея Бауэра – «Cellotronicum» – относится к области современной электроакустической музыки: звук виолончели постоянно модифицируется и обогащается эффектами, которые производятся компьютерной программой.

ГАМ-Ансамбль (Москва)

Программа:

Александр Жемчужников – «Позвольте с Вами не согласиться… Ваш К.» для саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано, 2013;

Сергей Зятьков – Pontica poetica для сопрано, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано, 2013;

Сергей Ким – Qi 3 для виолончели соло, 2013 (Мировая премьера);

Сергей Патраманский – «Свечения» для саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано, 2013;

Виктория Полевая – Abbitte для голоса и фортепиано на стихи Ф. Гельдерлина, 2012;

Николай Попов – «Песня Ульдры» для саксофона, скрипки, виолончели, электроники и видео (Видеохудожник Алена Скорнякова);

Максим Шалыгин – «Песни юродивых», вокальный цикл для голоса и фортепиано, 2009;

Александр Шимко – Overground music для сопрано, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано, 2013;

Александр Хубеев – Somnambulicq, мультимедийная композиция для саксофона соло, видео и электроники, 2013 (Мировая премьера).

Ансамбль «Галерея актуальной музыки» / ГАМ-Ансамбль создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. Многие музыканты коллектива являются солистами Московской филармонии. В программы ГАМ-Ансамбля включены произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века. Одной из главных задач ГАМ-Ансамбля является развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где свободно сосуществуют его основные направления – новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ансамбля – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 15-20 лет современными композиторами, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства. ГАМ-Ансамбль тесно сотрудничает с современными композиторами, художниками, хореографами, режиссерами, аниматорами, мастерами слова и театра.

Одна из программ ансамбля по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостем ГАМ-Ансамбля в 2011 году стал молодой российский композитор Александр Хубеев, в 2012 году – Любовь Терская, в 2013 году «композитор-резидент» ГАМ-Ансамбля – Сергей (Сэ Хёнг) Ким.

ГАМ-Ансамбль сотрудничает с независимым лейблом «Monopoly Records». В планах коллектива – выпуск компакт-диска с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля молодыми российскими композиторами.

Ансамбль Мозаик (Берлин)

Программа:

Stefan Prins Fremdkörper#1 (2008) for flute, violoncello, e-guitar, percussion and live‐electronics;

Helmut Oehring/ Live (1997) Iris Ter Schiphorst for voice, violin, violoncello, piano/keyboard & electronics;

Evan Gardner soniq voyeur (2011) for flute, clarinet, percussion, violin, viola, violoncello, performer & electronics/video UA new version;

Alexander Schubert Point Ones (2012) for e-guitar, clarinet, piano, percussion, violin, violoncello & conductor.

Ансамбль «Мозаик» был основан в 1997 году по инициативе молодых берлинских музыкантов и композиторов. Сейчас это один из самых востребованных ансамблей современной музыки в Германии.

Интерес к ансамблю «Мозаик» подогревается исследованиями эстетических концептов и развитием форм проявления в современной музыке, которые проводит ансамбль. Особенное значение при этом придается совместной работе с молодыми, часто еще неизвестными композиторам. Со многими композиторами ансамбль работает уже по многу лет. Этим достигается развитие музыки в совместном процессе композитор-музыкант.  Для ансамбля «Мозаик» было специально написано много произведений. В их репертуаре около 150 мировых премьер. Наряду с тематическими программами ансамбль «Мозаик» реализовал ряд музыкально-театрализованных представлений, в которых большое место занимает работа с электронными и визуальными устройствами.

Ансамбль «Мозаик» выступал в Европе и за ее пределами на многих важнейших фестивалях современной музыки.  Гастроли приводили ансамбль также в Италию, Грецию, Испанию, Швецию, Венгрию, Украину, Израиль, в Мексику, Аргентину, Малайзию и Индонезию, а теперь и в Россию.

Карел Догнал (Чехия)

Программа:

Карл-Хайнц Штокхаузен «Арлекин».

Лауреат многих престижных международных конкурсов (Прага, Рим, Лондон, Севилла, Остенде). Учился в Праге, Лондоне, Берлине, Хильверсуме и Санкт-Петербурге.

За свою карьеру он давал концерты не только в Чехии, но также и во многих странах Европы, США и Китае. В концертах он исполнял не только такие стандартные репертуары, как Моцарт и Вебер, но и произведения Франсе, Нильсена, Копланда, Пендерецкого, Тукапского и других.

Карл Догнал регулярно занимается камерной музыкой, в сотрудничестве с Токио, Хаас, Струнным Квартетом Вихан, Пражской Филармонией Октет. Но не менее важную часть в его жизни занимает изучение и исполнение современной музыки. Его докторская диссертация сфокусирована на современных кларнетовых техниках. Регулярно проводит мастер-классы, как в Чехии, так и заграницей. Многократно давал концерты для чешского радио и издавался на CD.

Ерик Микаел Карлссон, Фредрик Екман (Швеция), Дмитрий Гуляев (Екатеринбург)

Программа:

Ночь полна очарования

Эрик Микаэль Карлссон. Шведский радиопродюсер, ведущий, композитор и звукохудожник. Свою деятельность начал в середине восьмидесятых как композитор и преподаватель композиции в стокгольмской Студии электронной музыки (EMS); в девяностых годах его музыка принесла ему международную известность: в результате он получил большое количество заказов и деловых предложений из-за рубежа. Прожив несколько лет в Копенгагене, К. вернулся в Швецию и устроился продюсером на Шведское радио.

В бытность продюсером и ведущим канала P2 Шведского радио К. создает серию программ о музыке и отвечает за прямой эфир и запись оркестровой и камерной музыки, а также координирует совместные европейские передачи, ведет программы и продюсирует оперные вечера в прямом эфире. В качестве композитора и мастера звукового искусства с 1985 по 1997 гг. проработал в стокгольмской Студии электронной музыки (EMS), где в т. ч. преподавал композицию. Выполняя различные заказы (Шведского радио, «Кульберг-балеттена», Датского радио, Westdeutscher Rundfunk, Radio France, INA-GRM, Institut International de Musique Eléctroacoustique de Bourges и др.), жил, в основном, в Швеции, Франции, Дании и Германии. Сотрудничает с писателем Фредриком Экманом.

Фредрик Экман. Писатель, музыкальный драматург. Современная музыка, радиопьесы.

Мультимедийный проект «Знаки зодиака» (Нижний Новгород)

Николай Попов
Венедикт Пеунов

Программа:

Н. Попов «Тригоны», мультимедийная композиция;

Н. Попов – К.-Х. Штокхаузен «Знаки зодиака», мультимедийная композиция.

Основой данного проекта является  электроакустическая реализация сочинения К. Штокхаузена «Знаки зодиака», сделанная специально для этого проекта композитором Николаем Поповым (г. Москва).

Николай Попов (композитор). В 2011 году закончил композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Среди его исполнителей: Симфонический оркестр Пражской филармонии, Ансамбль «Студия Новой Музыки», ГАМ-ансамбль, Ансамбль Ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, струнный квартет «Cantando» и др. Член правления молодежного отделения (МолОт) союза композиторов Российской Федерации. Член союза композиторов Российской Федерации.

Венедикт Пеунов (баян). Преподаватель кафедры народных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Лауреат десяти международных конкурсов (Италия, США, Россия). Является солистом и аранжировщиком ансамбля русских народных инструментов «Style-Quartet».  В составе ансамбля завоевал звания дипломанта VII Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (г. Владимир, 2008  г.) и лауреата II Всемирного турнира Terem Crossover (г. Санкт-Петербург, 2012 г.). Лауреат премии Нижнего Новгорода.

Алена Скорнякова (видеохудожник). Получила художественное образование. В данный момент является студенткой кафедры графического дизайна  Национального института дизайна. Не раз принимала участие в различный проекта и фестивалях современной музыки: «Московская осень», Prometeus, Международный фестиваль современной музыки «SUONO/IMMAGINE», Фестиваль «Другое пространство».

Нижегородская школа современной музыки

С 19 по 26 мая в Нижнем Новгороде состоится Нижегородская школа современной музыки для молодых композиторов из России и стран СНГ.

Центральное событие проекта – недельная школа, в ходе которой композиторы-преподаватели из Германии (Сергей Невский и Йоханнес Крайдлер) знакомят молодых композиторов (8 человек из разных городов России и стран СНГ) с тенденциями современной академической музыки, проводят воркшопы и мастер-классы

Особое внимание уделяется знакомству широкой публики с лучшими новыми сочинениями молодых композиторов России: пьесы участников школы будут исполнены на открытии Международного фестиваля современной академической музыки Opus 52 под открытым небом в центре Нижнего Новгорода. В рамках школы пройдет 5 концертов.

Главными целями проекта, помимо популяризации современной академической музыки, являются установление и укрепление прямых личных и творческих контактов между композиторами России и Германии, а также включение молодых российских композиторов в мировой контекст.

Концерты

21 мая 2013, 19:00 | Двор Арсенала (Кремль, корп. 6)

Музыка композиторов группы Wandelweiser

Сообщество композиторов Wandelweiser, образованное чуть более 20-ти лет назад, только пару последних лет становится известным на российской сцене экспериментальной музыки. Меж тем, именно эти композиторы являются генеральными продолжателями тех традиций трактовки времени, звука самой природы композиторской деятельности, которая была заложена американцами в середине XX века и американцами же на волне коммерциализации минимализма была заброшена.

В программе: Антуан Бойгер, Даниэль Брандес, Манфред Вердер, Маркус Кайзер, Раду Малфатти, Тайлан Сусам, Штефан Тут, Юрг Фрай, Джонни Чан, Крэйг Шепард.

 

22 мая 2013, 19:00 | Циферблат (Ковалихинская, 4а)

«Незначительная музыка»

Сольный проект композитора и пианиста Алексея Шмурака. Музицирование, лишённое акцентированной концертности.

В программе: Марьяна Яремчишина, Марина Полеухина, Александр Вустин, Андрей Антонов, Сергей Загний, Андрей Старовойтенко, Александр Филимонов, Андрей Цалко, Марк Булошников, Сергей Сибилёв, Алексей Шмурак, Денис Хоров, Константин Яськов, Золтан Алмаши, Настасья Хрущёва, Евгений Ройтман.

 

23 мая 2013, 18:00 | Библиотека им. Ленина, Белый зал (Варварская, 3)

Музыка молодых

Традиционный концерт из цикла «Музыка молодых» познакомит с новыми сочинениями студентов Нижегородской консерватории им. Глинки. Прозвучат камерные и инструментальные сочинения. Исполняют студенты консерватории.

В программе: Эрдэм Эрмут, Ли Юнкунь, Екатерина Суворкина, Светлана Востокова, Анна Данилова.

 

24 мая 2013, 19:00 | Арсенал (Кремль, корпус 6)

Аутсорсинг 2.0. Ансамбль новой музыки Mosaik (Германия), Наталия Пшеничникова (Германия)

В программе:

Сергей Невский – J’etais d’accord

Сергей Невский – Bastelmusik 2

Йоханнес Крайдлер – «Аутсорсинг»

Модное слово «аутсорсинг» означает привлечение к проекту стороннего ресурса. В этом проекте – аутсорсинг двойной! Во-первых, в качестве «стороннего ресурса» выступает важный европейский ансамбль новой музыки Mosaik. Он вместе с дивой contemporary Наталией Пшеничниковой исполняет музыку одного из главных отечественных композиторов нашего времени – Сергея Невского. Во-вторых, «вишенка на торте» вечера – уникальный сатирический проект немецкого композитора Йоханнеса Крайдлера. «Аутсорсинг» Крайдлера – сатирическое произведение о том как солидный фестиваль заказал европейскому композитору музыку за 1500 €, а тот за 150 $ нанял для выполнения работы индийского и китайского коллегу. И какая музыка из этого получилась!?