С 04 декабря по 15 января в Нижегородском Государственном Выставочном Комплексе состоится выставка одного из ведущих скульпторов Чехии, работающего со стеклом Петера Станицкого.
Из художников стекла Петр Станицкий больше других выходит за рамки традиционного понимания искусства стекла. Он – скульптор в прямом смысле слова, ваятель, для которого материал – будь то стекло, дерево, картон, глина или металл – не играет определяющую роль, но работа с ним всегда подчинена собственно авторскому замыслу. Он из поколения чешских художников, которые всесторонне воспользовались современной открытостью мира и номадами путешествуют не только по реальному международному и межконтинентальному пространству, но и по миру изобразительного искусства. В направлении его творчества естественно сказалась пражская учеба под руководством известных чешских художников: скульптора Курта Гебауэра и художника стекла Мариана Карела, стажировки в университетах США, а также работа в мастерской знаменитого американца Джеффа Кунса. Такой опыт дал ему возможность прорабатывать целую шкалу импульсов и настроиться на актуальный ритм происходящего в мире.
В настоящее время скульптура уже не замкнута в своем определении осязаемой реализации трехмерного предмета на классическом материале. Ее границы, радиус материалов и функций чрезвычайно расширены. Таким образом, сегодняшний день скульптуры определяется ее актуальной установкой, местоположением: когда стираются и переплетаются традиционные рубежи и ограничения жанров и видов во имя нового синкретического единства и сосуществования отдельных художеств, как раз феномен пространства становится главным связующим звеном и знаменателем развития. У Станицкого критика отметила непосредственную тематизацию пространства, к которой вдохновил его Нью-Йорк, город специфического цивилизационного пространства и архитектуры. Потому его произведения приравнивают к своего рода стрительным сооружениям. Хотя у него на пройденном пути есть и опыт работы с фигурой и с фигуративной формой, в его творчестве преобладает абстрактный фундамент геометрической конструкции формы, нередко ощущаемой интуицией.
Стекло для него скульптурный материал наравне с другими, и он естественно эксплуатирует его качества, прежде всего прозрачность, способность излучать и поглощать свет, что позволяет ему создавать – строить и конструировать – реальные и вместе с тем виртуальные пространства. Чаще всего он использует промышленные доски листового стекла, а также гутное литое стекло, комбинируя его с другими материалами. В результате обычно возникает скульптурное произведение – объект или инсталляция. Именно в соединении и на стыке различных и зачастую противоположных феноменов, непривычно комбинированных материалов, твердого и жидкого вещества, прозрачного и непрозрачного, органического и анорганического, рационального и интуитивного, массивно ощущаемой артистической формы с формой-находкой, принципов конструкции и деструкции, предопределенности и случайности, хаоса и порядка итд., вносят в его творения беспокойное напряжение значений и насыщают неживую, казалось бы, материю неоднозначным духовным акцентом.
Общим знаменателем творчества Петера Станицкого является исследование пространственных размеров человеческого бытия в современной цивилизации. Притом он представляет другой ракурс восприятия стекла как полноправной скульптурной материи. Самое удачное определение его творческих замыслов принадлежит ему самому: «Вместо фигурального знака человеческая фигура скрылась в символике архитектурных структур. Я ищу соотношения в природе и в архитектуре как в конструкции, с кторой мы связаны своей сущностью. Система, конструкция и порядок – направление моей работы. Присутствие человека – всего лишь незаметная тень, проходящая по сцене. Я сознательно ощущаю человеческое присутствие и в местах давно покинутых людьми. У меня создается убеждение, что конфигурация, масштаб и пропорция могут произвести человеческое присутствие. Присутствие из нескольких мест и времен. Любой объект любой архитектуры является какой-то автономной реальностью со свойственными ей пропорциями и иллюзиями»
Вернисаж выставки состоится 04 декабря в 16:00. На открытии будет присутствовать программный координатор Чешского культурного центра в Москве Ян Махонин.
Адрес: пл. Минина и Пожарского 2/2 Справки: 8 (831) 439 09 71, 419 62 66 Режим работы: вторник–воскресенье с 11:00 до 19:00 четверг с 13:00 до 21:00, понедельник – выходной Стоимость билетов: 100 руб., льготный 50 руб.