15 августа 14:00-22:30

Сцена СТОЛИЦА ЗАКАТОВ

Нижневолжская набережная, около Речного вокзала

Международный фестиваль современной академической музыки Opus 52

Оpus 52 – единственный в России фестиваль современной академической музыки в формате open-air. Цифры в названии фестиваля – наше гордое напоминание о том, что такое уникальное событие проводится в Нижнем Новгороде, столице 52го региона России. И 800-летие города – не единственный юбилей для нас! В 2021 году исполняется 10 лет с момента старта Opus 52 и этот фестиваль – 5-й по счёту!

Международный фестиваль современной академической музыки

Opus 52

15 августа 14:00-22:30

Сцена СТОЛИЦА ЗАКАТОВ

Нижневолжская набережная, около Речного вокзала

Оpus 52 – единственный в России фестиваль современной академической музыки в формате open-air. Цифры в названии фестиваля – наше гордое напоминание о том, что такое уникальное событие проводится в Нижнем Новгороде, столице 52го региона России. И 800-летие города – не единственный юбилей для нас! В 2021 году исполняется 10 лет с момента старта Opus 52 и этот фестиваль – 5-й по счёту!

Трансляция

Вчера сегодня было завтра

Темой фестиваля стал взгляд современной музыки на историю: как на историю искусства, так и на историю города. Ведь современная музыка – про то, как мы живём в сегодняшнем дне: думая о сегодня и завтра, мы переосмысливаем вчера. И делаем это самыми современными способами. На сцене мы создаём условия для выступлений музыкантов с мультимедиа и электроникой – да-да, композиторы давно пишут музыку не только для классических инструментов, а используют для своих пьес самые современные технологии в области звука и видео.

Началось это не вчера – буквально в прошлом году 100-летний юбилей отметил первый электронный инструмент в истории – терменвокс. И мы не могли не позвать в нашу программу правнука его  изобретателя  и к тому же исполнителя на терменвоксе – Петра Термена. Грань между звучанием музыки композиторов наших дней и электронных музыкантов – экспериментаторов давно стёрлась. И композиторы с удовольствием занимаются импровизационной электроникой – как, например, Алексей Наджаров. Он выступит как электронный музыкант и виджей вместе с исполнителями, которые специализируются на барочной музыке. Получится такой безумный микс: Barocco Electro Impro. Впрочем, те, кто знает самого известного композитора эпохи барокко – Иоганна Себастьяна Баха (а значит – примерно все), прекрасно понимают, что импровизация – очень барочная история.

Так что всё очень органично и естественно. Настолько, что композиторы сегодня пишут свою музыку для таких икон барокко как клавесин. В исполнении Госьки Исфординг из Польши прозвучит совершенно крышесносная программа, в которой звучание клавесина сочетается с электроникой и видео.

Без границ и столиц

Для того, чтобы почувствовать отсутствие границ между академической и неакадемической музыкой (какие неуклюжие слова!), мы пригласили для участия в фестивале экспериментальных электронных музыкантов неакадемического формата из Франции и Германии. За этот отбор ответственным стал нижегородец, ныне живущий в Швеции СОН. Он и сам выступит в программе со своим сетом.

Также нам хотелось показать, что современная музыка живёт (и должна жить и развиваться) не только в столице. Поэтому позвали не только главного застрельщика процесса современного музыкального исполнительства у нас в стране – Московский ансамбль современной музыки МАСМ, но и, например молодой ансамбль из Екатеринбурга InterText.   

Любимый город может

Ну и конечно не обошли мы и тему юбилея родного города. Этому событию будет посвящён музыкально-поэтический электронный проект «Ландшафты» от флагманов нижегородской экспериментальной сцена Crimson Butterfly, объединившихся с нижегородскими поэтессами. А откроет фестиваль импровизация нижегородских электронных музыкантов на песню Алексея Шмурака «Красиво». Она была написана для одного из музыкальных проектов «Арсенала» и, прозвучав в финале онлайн–прогулки «Ночь светла»  в Музейную ночь 2019 года, что называется – полюбилась слушателям и ушла в народ. На неё стали делать ремиксы и видео. А это значит – что песня фактически стала неофициальным гимном Нижнего Новгорода.

Программа

19:30

20:20

Участники

Нижний Новгород

Производственное объединение №2

Коллаборация нижегородских электронных музыкантов, сложившаяся по следам совместной саунд-сессии с французской художницей и музыкантом Таней Муро в Арсенале в 2019 году.

Тогда костяк ПО№2 составили известные нижегородские  фигуры – дуэт Crimson Butterfly, Aeger Smoothie и Илья Грибов (Нижегородский Ансамбль Импровизационной Музыки). Теперь к ним присоединяются Stone Scissors Paper, st fractalium, Noūm, Кирилл и Виталик и любишь.

Екатеринбург

InterText

Ансамбль современной академической музыки, профессиональный независимый коллектив музыкантов из Екатеринбурга. Основанный в 2012 году композиторами Дмитрием Ремезовым и Дарьей Звездиной, ансамбль стал одним из ведущих в городе в своём направлении. Главной миссией коллектива является знакомство аудитории с разной современной музыкой – от классиков авангарда до молодых современных авторов. InterText сотрудничает с крупными институциями и фестивалями такими как: Ельцин-центр, ГЦСИ, Уральская индустриальная биеннале, Ural Music Night. За время своего существования музыканты ансамбля принимали участие в воркшопах Студии новой музыки и МАСМ, а также сделали ряд совместных проектов, среди которых фестиваль современной академической музыки «XX-XXI» и «Машинерия на Урале».

InterText дважды становился приглашённым ансамблем Международной академии молодых композиторов в Чайковском. В 2017 году ансамбль становится постоянным резидентом абонемента «Новая Музыка в Зале свободы» Дины Сорокиной и Анны Светлаковой.

Исполнители:

Тамара Парамонова – саксофон

Элина Алыпова – скрипка

Александр Терещук – виолончель

Алина Ежакова – фортепиано

Анна Светлакова – руководитель ансамбля

Сергей Полтавский, Алексей Наджаров & friends (Москва)

Barocco Electro Impro

Идея этого проекта принадлежит альтисту Сергею Полтавскому и композитору Алексею Наджарову. Музыканты решили соединить в импровизационном сете такие, казалось бы, далёкие явления, как барочная музыка на аутентичных инструментах и электроника. Но дух импровизации одинаково органичен и для барокко, и для электронных экспериментов.

Сергей Полтавский (альт) – лауреат конкурса Юрия Башмета.  Круг его интересов очень Карманова, экспериментируя широк: от барочной музыки на виоле д’амур до Владимира Мартынова, Сергея Загния и Павла с live-электроникой и сотрудничая с такими коллективами как «Bang on a Can», «N’caged», «Академия старинной музыки», «Opus Posth.», Ансамбль современной музыки (АСМ) и группа «4’33» Алексея Айги.

Алексей Наджаров – один из самых интересных электронных музыкантов академического направления, работающих в сфере мультимедиа.  Композитор, музыкант, разработчик экспериментальных музыкальных программируемых сред, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, лауреат и участник многочисленных конкурсов и фестивалей, в т.ч. конкурса импровизаторов Московской консерватории. Сочинения Алексея исполнялись ансамблями «Студия новой музыки», МАСМ, eNsemble, Ereprijs (Нидерланды), Ensemble Multilatérale (Франция), Alter Ego (Италия), Ensemble Modern (Германия).

В проекте Barocco Electro Impro Сергею и Алексею помогают Август Крепак (гамба) и Марина Белова (теорба).  

Россия

Пётр Термен

Правнук легендарного Льва Термена, который изобрел первый электронный инструмент в истории. И вы помните, что играют на терменвоксе, водя руками в воздухе!  Пётр гордо несёт свою фамилию в массы и справедливо считает, что терменвокса много не бывает. Он создал Russian Theremin School, фестиваль терменвокс-культуры Thereminology, читает лекции о терменвоксе и проводит мастер-классы по игре на нём. Как исполнитель  Пётр работает в самых разных жанрах от классической до современной, электронной и импровизационной музыки.

Выступления Петра Термена проходили на самых крутых площадках, связанных с современным искусством – в атриуме Эрмитажа, центрах  современного искусства «Винзавод», «Гараж».  Пётр даже играл на Красной площади и выступал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии! Кроме того он участник разнообразных фестивалей, среди которых (из неожиданного), например,  Geec Picnic (с проектом оркестра терменвоксов!), Stereoleto и др. На счету Петра как композитора музыка к театральным проектам и фильмам. Его терменвокс звучит на записях The Owls Are Not What They Seem: David Lynch Tribute Remixes (2017), Варвара Визбор «Запретный плод» (2015), Сергей Бабкин «Музосфера» (2018). Пётр Термен – Лауреат Премии Президента России по поддержке талантливой молодежи.

Goska Isphording (Poland)

Госка Исфординг

Не просто исполнительница на клавесине – одном из знаковых инструментов эпохи барокко, который легко узнать по характерному суховатому и звонкому тембру. Дело в том, чтов ХХ веке клавесин оказался снова на  волне популярности и буквально испытал второе рождение. Современные композиторы снова стали писать музыку для клавесина! Именно на ней специализируется Госка. Она также представляет современный клавесин публике и композиторам всего мира посредством тесного сотрудничества, лекций и мастер-классов.

Госка выступала на самых престижных фестивалях и концертных площадках. Среди них – фестиваль главной молодёжной  награды в Европе для композиторов Gaudeamus Music Week,  легендарная «Варшавская осень», Всемирные дни музыки ISCM и главный британский фестиваль современной музыки в Хаддерсфилде. Благодаря неповторимому подходу Госки к игре на клавесине многие композиторы  поручают ей премьерные исполнения своих произведений. Она также является участницей ансамбля The Riot Ensemble в Лондоне и сотрудничала с легендарными Musikfabrik. В настоящее время она преподает современные методы игры на клавесине в Консерватории Амстердама.

Wladimir Schall (France)

Владимир Шаль

Музыкант, композитор, оркестрант из Парижа, работающий в жанре конкретной музыки. Одержимость звенящей тишиной, цифровым молчанием и музыкой Эрика Сати приводит его музыкальные поиски на пересечение концептуального искусства, нематериальной скульптуры и утонченного акустического эксперимента. 

Балансируя между цифровой мгновенностью и угасанием аналоговой музыки, Владимир Шаль рассеивает звуки (Schall – нем. «звук») словно живые споры. Он изучал дирижирование, оркестровку и электроакустическую композицию в Парижской консерватории. В 2013 году совместно с маркой одежды Bless он разработал проект Sonic Fabric: серию звуковых и интерактивных арт-объектов, которые были представлены в MAK Museum в Вене. В 2016 году он стал победителем конкурса ENCAC (The European Network for Contemporary Audiovisual Creation) со своим экспериментальным аудиовизуальным дуэтом STULTUS. Затем он выпустил несколько альбомов для лейблов Gagarin Records (Германия), Amicimiei (Франция) и SSI (Россия). Также он работает со многими известными модными брендами в качестве саунд-дизайнера и музыкального консультанта.

Москва

МАСМ

Независимый музыкальный коллектив, нацеленный на продвижение произведений XX и XXI веков и поддержку современных композиторов. Создан в 1990-м году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии композитора Эдисона Денисова. На счету МАСМ более 600 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д. Шостакович, Н. Рославец, А. Мосолов, А. Шнитке и Э. Денисов (Россия), Э. Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х. Лахенманн и В. Рим (Германия), Л. Андриссен и Т. Лувенди (Нидерланды), Л. Ноно и Л. Берио (Италия) и другие. 

Ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. 

Он участвовал в крупнейших международных фестивалях современной музыки в 23 странах мира (Австрия, Армения, Белоруссия, Великобритания, Германия, Грузия, Дания, Испания, Италия, Литва, Молдова, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Япония).

Алена Верин-Галицкая (сопрано)

Выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных. Специализируется на исполнении современной академической музыки, отдавая особое предпочтение экспериментальным композициям и произведениям для голоса и электроники. Участница фестивалей Пять вечеров, Московская осень, Gnesin contemporary music week, оперной лаборатории КоOPERAция, вокалистка театра голоса Ла Гол под руководством Наталии Пшеничниковой. Сотрудничала с ансамблями Студия новой музыки, ГАМ-ансамбль, Reheard и принимала участие в исполнении ряда российских и мировых премьер.

СОН (Sweden)

СОН

Иван Павлов / COH [р. 1968] – звукорежиссер и музыкант из России и Швеции. Иван прошёл путь от уроков классического фортепиано в детстве до увлечения электрогитарой в подростковом возрасте и изучения теоретической физики в университетах. Сегодня его основной музыкальный интерес направлен на преодоление разрыва между акустикой как наукой и музыкой как видом искусства. С конца 90-х годов записи  COH стали появляться на таких новаторских лейблах, как Raster-Noton, Mego и Eskaton. Время от времени музыкант сотрудничал с другими артистами – Ричардом Чартье [как CHESSMACHINE], Питером Кристоферсоном [как SOISONG], Telco Systems [как TELCOH], Джоном Бэлэнсом, Кози Фанни Тутти, Энни Анксайти Бандез и Энн Демелеместер и других.

В каждом проекте COH основное внимание уделяется поиску и усилению определенных качеств звука – будь то классический инструмент, голос или генерируемая компьютером форма волны – отвечающих за создание резонансов в восприятии слушателем как самой музыки, так и окружающей действительности. В 2018 году вместе с австрийским кинорежиссером Акселем Стасным и японским танцором и хореографом Манахо Симокава Иван основал художественный коллектив под названием III, с амбициями объединить движения тела, движущееся изображение и звук в гармоничном процессе, в котором три измерения раскрываются одновременно, сбалансированно способствуя друг другу. В 2019 году Иван основал FEM – Foundation for Electronic Music, с упором на знакомство студентов-физико-математических вузов с историей и современным спектром электронной музыки, стремясь стимулировать дальнейшее развитие музыкальных технологий и звуковой эстетики.

Нижний Новгород

Landscape Poetry: Crimson Butterfly + нижегородские поэтессы

Экспериментальный проект поэта Карины Лукьяновой, созданный в коллаборации с нижегородским электронным проектом Crimson Butterfly. В основу проекта легла запись звука на местности и написание каждым из участников – поэтами Кариной Лукьяновой, Жанной Разумеевой, Анной Родиновой и Анной Фроловой поэтических текстов, онтологически связанных с конкретным топосом – нижегородскими холмами близ Окского съезда. Задачами проекта является нахождение различных связей и отношений между местом, временем и субъектом, звуковой средой и актором.

Crimson Butterfly

Флагманы Нижегородской экспериментальной сцены. Жёсткое фри-техно, индустриальный ритмик-нойз, медитативный эмбиент, – всё это присутствует в их эклектичной дискографии и на концертах. Творчество Кримсонов – синергия звукового и визуального, художественного и перформативного. Группа отметила своё десятилетие успешным туром по Западной Европе и концертами в Москве и Санкт-Петербурге.

Карина Лукьянова

Родилась в Нижнем Новгороде в 1992 г. Поэт, куратор литературных и художественных проектов, участница арт-группы «Циники». Окончила филологический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Стихотворения публиковались на онлайн-платформах TextOnly, Цирк Олимп+TV, Ф-письмо, Артикуляция и др. Лонг-листер различных поэтических премий. В 2018 году вышла первая книга стихотворений «Преломление света» (поэтическая серия «Арсенала»). Участница различных переводческих лабораторий. Стихотворения переводились на польский, итальянский и немецкий языки.

Анна Родионова

Поэт, исследовательница литературы и медиа. Аспирантка Школы филологических наук НИУ ВШЭ. Поэтические тексты публиковались в альманахе [Транслит], в журнале «Флаги», в вестнике современного искусства «Цирк „Олимп“», на сайте «Полутона» и платформе syg.ma; переведены на испанский язык. Эссе, статьи и рецензии публиковались в журналах «Новое литературное обозрение», «Грёза», «Воздух», «TextOnly», «Stenograme» и др. Участница рабочей группы онлайн-издания о современной поэзии «Грёза» и издательства-лаборатории «Красная ласточка». Шорт-лист премии Метажурнала (2021). Лауреатка премии Аркадия Драгомощенко (2020).

Анна Фролова

Родилась в 1995 году. Живёт в Нижнем Новгороде. Аспирантка кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Со-модераторка ридинг-группы «Немецкоязычная поэзия: от позднего модернизма к современности» (2019–2020). Курирует школу перевода «Современная немецкоязычная поэзия» (2020-2021). Участница переводческой мастерской «Поэзия на немецком языке» в «Переделкино» (2021). Стихи публиковались в интернет-журнале «Флаги», на сайте «Полутона». Лонг-лист молодёжной поэтической премии «Цикада» (2021).

Жанна Разумеева

Родилась в 1998 году в Казани. Окончила Институт филологии и журналистики ННГУ. Участница поэтического проекта Нижегородская волна. Поэтические тексты публиковались в антигазете «Метромост», на портале «Полутона» и в литературном журнале «Флаги». Лонг-лист поэтической премии «Цикада» 2021.

Christoph Heeman (Germany)

Кристоф Хеман

Один из основателей анархического нойзового коллажного проекта Hirsche Nicht Aufs Sofa, который в середине 1980-х выпустил серию причудливых, вдохновленных дадаизмом записей. До сих пор Хеманн считает их альбом 1987 года «Im Schatten Der Möhre» вершиной своей карьеры в области звукозаписи.

В начале 90-х появились первые сольные релизы Кристофа:  за десять лет он создал каталог записей на таких лейблах, как Extreme (для Invisible Barrier), Robot Records (для Magnetic Tape Splicing) и Barooni (для Aftersolstice). Также принимал активное участие в таких проектах как группа Mimir (с Джимом О ‘Рурком и Эдвардом Ка-Спелом из Legendary Pink Dots), и, в первую очередь, Mirror (с Эндрю Мелом и Андреасом Мартином), а также находил время для совместной работы над записями Organum, Current 93 и Джона Дункана. Хеманн  также основал лейбл Streamline.

Партнеры

Вход на фестиваль бесплатный, но...

… будет осуществляться по специальным подтверждениям в виде «Мультипасса 800» или специальных браслетов, действующих только на мероприятии. Оформить «Мультипасс 800» можно двумя способами: онлайн на портале Nn-card.ru или в мобильном приложении «Карта жителя Нижегородской области» и офлайн в специальном пункте выдачи у стадиона «Нижний Новгород».

Пункты выдачи специальных подтверждений (браслетов) будут работать с 12:00 до 23:00 вблизи площадки проведения фестиваля.

Условиями получения подтверждения являются:

  • сертификат профилактической прививки от COVID-19 (qr-код с ЕПГУ);
  • отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР (срок действия — не более 3-х дней);
  • отрицательный результат экспресс-теста на антигены вируса SARS-CoV-2 (срок действия — не более 3-х дней);
  • сертификат об иммунизации;
  • результат исследования на наличие иммуноглобулинов IgG к COVID-19 в диапазоне положительных референсных значений применительно к тест-системе, использованной при проведении указанного исследования (срок действия — не более 60 дней);

Условия получения браслетов аналогичны условиям получения «Мультипасса 800». Сдать экспресс-тесты на антигены вируса SARS-CoV-2 можно в специально развернутых пунктах. Стоимость 1250 рублей.

Несовершеннолетние смогут посетить концерт без сертификатов вакцинации, отрицательных результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и других документов, необходимых для посещения массовых мероприятий, но  только в сопровождении родителей, законных представителей, имеющих вышеуказанные документы. 

В случае посещения несовершеннолетними концерта без сопровождения родителей им будет необходимо иметь с собой вышеуказанные документы. Тестирование для несовершеннолетних (лиц до 18 лет) бесплатно.

В случае посещения концерта несовершеннолетними в возрасте от 14 лет без сопровождения родителей им будет необходимо иметь с собой оригинал документа, удостоверяющего личность (с 14 лет необходим оригинал паспорта), и один из вышеуказанных справочных документов, выданных несовершеннолетнему. имея оригинал паспорта и письменное согласие от родителей на проведение медицинских исследований (экспресс-теста на антигены вируса SARS-CoV-2) с указанием паспортных данных родителя и ребенка.

Несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет смогут сдать экспресс-тест на антигены вируса SARS-CoV-2 вблизи мест проведения мероприятий ТОЛЬКО в сопровождении родителей или законных представителей, имеющих с собой оригинал документа, удостоверяющего личность, свидетельство о рождении ребенка и документы, подтверждающие родство или законные полномочия представителя (в случае сопровождения законным представителем).

Opus 52: ОПЕРА

20 августа

В юбилейный для Нижнего и для фестиваля Opus 52 год мы не могли не придумать нечто особенное. Что-то, объединяющее тему современной музыки и города по максимуму.  И мы решили устроить afterparty – камерный и душевный вечер. В сердце старого Нижнего, который возрождается благодаря энтузиастам команды «Заповедные кварталы» мы проводим оперную вечеринку! За один вечер мы покажем три абсолютно уникальных оперных проекта! Это история про старый город, новые идеи. Про то, как авангард становится классикой, а прошлое – будущим.

Внутри (и ради этого мы отходим от формата open-air!) Дома Скворцовой тремя нижегородскими перформерками будет исполнена специально написанная для проекта опера «Я нежно прикоснулся к медленно гниющему дому, чтобы…» молодого композитора Дмитрия Ефремова. Этот спектакль посвящён движению сохранения культурного наследия в Нижнем и основан на документах, найденных в доме. Одновременно присутствовать на спектакле могут всего 10 зрителей. Поэтому на нашем afterparty вас ждёт премьерный показ, а ещё одна серия спектаклей состоятся осенью – в сентябре и октябре.

На новой открытой площадке «Заповедных кварталов» прозвучит концертное исполнение первой и единственной футуристической оперы «Победа над Солнцем» (1913), музыку к которой на текст Кручёных написал наш земляк Михаил Матюшин. Декорации на премьере проекта делал сам Малевич! А мы представим их мультимедийную версию, которую на основе эскизов Малевича сгенерировала нейросеть под руководством объединения художников kyberchaika. Участники: Марк Булошников – фортепиано, солисты Даниил Огнев, Антон Климовских.

В финале afterparty – видеопоказ премьеры мультимедийной оперы Яниса Кириакидеса (Нидерланды) – Ask Ada, о первом программисте в истории – дочери Байрона Аде Лавлейс.

Видеопоказ Ask Ada проходит при поддержке: